Уроки 33, 34. Изобретательская деятельность

Уроки эти заключают тему, посвященную материально-производственной деятельности. Их содержание нельзя отнести к числу традиционных для школьного образования. Однако вопросы, рассматриваемые на них, вызывают известный интерес школьников, они связаны с современной эпохой научно-технического прогресса, в которой многое определяется нестандартными техническими находками, связанными с изобретательством.

Несомненно, изобретательская деятельность присуща человеку с самого начала его существования, да и сам процесс антропогенеза ученые по праву связывают с нестандартными для живого организма на Земле действиями, составившими в совокупности человеческое существование в природе. По сути дела, люди решали изобретательские задачи, становясь людьми.

Целесообразно провести внутрикурсовые связи с темой «Научное познание» (§ 9 учебника), которая касается вопросов поиска истины, методов научного познания, являющихся постоянным спутником изобретательской деятельности (гипотеза, моделирование).

Возможно проведение занятия по схеме (практическое занятие по решению задач в группах — общее обсуждение результатов выполнения задач — объяснение учителя по плану):

1. Основные этапы изобретательской деятельности:

— мотивы;

— цель;

— средства (использование знаний и умений);

— результат (создание принципиально нового способа решения технической задачи).

2. Психологические аспекты изобретательства:

— творческий потенциал изобретателя;

— причины возникновения психологического затруднения;

— преодоление затруднения с помощью «барьера-подсказки».

3. Теория решения изобретательских задач — способ обучения изобретательству:

— поиск задачи;

— подбор стандартных решений, применявшихся для решения других изобретательских задач;

— изобретательское моделирование;

— «оператор РВС»;

— оформление изображения.

Урок 1 — практический — можно организовать как работу в группах с заданиями 1, 3, 4, 5, 6, 7 к § 17 учебника. Возможно своеобразное соревнование: какая из групп за отведенное время (15 мин) сумеет решить больше задач? Обязательным этапом организации практической части является задание на осмысление собственной деятельности:

1. Что делала группа?

2. Что способствовало успешной работе?

3. Что мешало успешной работе?

В процессе обсуждения важно подвести учащихся к пониманию того, что им пришлось решать, по сути дела, изобретательские задачи, пусть сформулированные не ими, но по алгоритму ничем не отличающиеся от деятельности изобретателя.

В анализе второго и третьего вопросов необходимо особо выделить суть затруднений (непонимание существа задачи, попытки ограничиться стандартными путями решения и т. п.). Важно также направить обсуждение на выявление качеств, которые проявят отдельные учащиеся в ходе групповой работы.



Помимо указанных заданий, учитель может найти их в следующих пособиях:

Альтшуллер Г., Селюцкий Е. Крылья для Икара. — Петрозаводск, 1980; Иванова Г. ...И начинайте изобретать. — Иркутск, 1987; Захарченко В. Это вы можете. — М., 1991.

Большое количество изобретательских задач можно найти на страницах журналов «Техника — молодежи», «Наука и жизнь».

После подведения итога практической работы на втором уроке учитель может по предложенному выше плану организовать объяснение содержания материала, опираясь на практический и эмоциональный опыт, полученный школьниками в первой части урока.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА»


1163630283603706.html
1163661904253055.html
    PR.RU™